Современные нетрадиционные религии и культы

0
3
Современные нетрадиционные религии и культы

В последние годы во многих странах, кроме традиционных религий, распространяются новые религиозные течения, которые не присущи духовной и культурной матрице этноса, на ментальном уровне не укоренены, но распространяются вследствие активной миссионерской деятельности, зачастую навязчивой и агрессивной (и хорошо финансируемой). К новым религиозным движениям относятся и так называемые неорелигии, которые сформировались недавно. Их появление обусловлено как изменением мировоззренческих парадигм, так и личностной духовной инициативой отдельных личностей, которые, используя в качестве основы отдельные традиционные вероисповедания или синкретизм нескольких, создают новое вероучение, культ, организацию – чаще всего в форме тоталитарной секты с признаками культа основателя религии. Обычно они не слишком многочисленны, но их влияние на общественную жизнь измеряется не количеством последователей, поскольку миссионеры направляют свои усилия на привлечение в подобные организации прежде всего представителей элит, а также молодежи – социально активной части общества. Способствуют приобщение к новым религиозным течениям социально-экономическая и политическая нестабильность, жажда духовного поиска для выражения личных духовно-ценностных ориентиров. Молодежь, зачастую еще не определившуюся в своем отношении к религии, привлекает экзотика неведомых культов. Выделяют несколько типов нетрадиционных религий:

Неохристианские религиозные течения (их еще именуют учениями евангельского типа) возникают на основе традиционного христианства (преимущественно протестантского толка) с целью приспособления его к требованиям времени, основываются на Библии как основном вероисповедном источнике и на личности Иисуса Христа как центральной фигуре своих религиозных доктрин. Лидер церкви считается пророком, посланником Бога.

Неоориенталистские течения (от лат. ориенталис – восточный) – не связанные с христианством восточные религии, пересаженные на западную почву. Основателями ориенталистских направлений чаще всего бывают различные гуру, йоги, свами, махараджи. Общим для таких групп является положение о том, что все существующее – иллюзорно, а за ним скрыта истина природы, гармоническая и справедливая. Задача последователей заключается в том, чтобы при помощи медитации слиться с этой истинной природой.

Почти отсутствуют неорелигии на основе ислама, который продемонстрировал значительную устойчивость (чему, вероятно, способствовал последовательный монотеизм и несложный культ).

Синтетические религии в своих культах опираются на разнообразные религиозные традиции, однако не просто эклектически их соединяют, а создают собственные учения, систему обрядов, религиозную организацию, претендуя нередко на статус сверхрелигии. Им свойственен культ лидера, создание собственных вероисповедных источников, идея богоизбранности последователей.

Эзотерические (оккультные) объединения – вневероисповедные мистические течения, которые основываются на вере в существование сверхъестественного мира, мистические представления о нем и магические способы общения с ним и использования его в собственных интересах.

Неоязычество (чаще всего бывает проявлением “родноверства” – возвращения к вере предков) характеризуется возрождением дохристианских верований с некоторой их модернизацией; иногда в них сохраняется политеизм, иногда они превращаются в монотеистические (путем выделения какого-либо одного божества или синкретизации разных божеств в одном).

Сциентистские (наукологические: от лат. scientia – знание, наука), или сайентологические движения – наиболее современная форма нетрадиционной религиозности, сторонники которой пытаются объединить науку и религию, отражать проблемы современного постиндустриального общества в религиозно-реалистическом духе.

Мистико-оздоровительные движения, в которых соединяются элементы религии и народной нетрадиционной медицины.

Сатанизм – наименование течений, которые возвеличивают зло и насилие, проповедуют общение с мистическими источниками зла: демонами, Сатаной и проч. Сатана представляется им бунтарем, борцом за ничем не сдерживаемую, неограниченную свободу (в этом якобы и состоит суть его конфликта с Богом), всесильным и всемогущим.

Неорелигиям свойственны следующие черты: 1) Авторитаризм харизматического лидера, воспринимаемого как спаситель, небесный избранник или посланник божий; 2) Эклектичность вероучения, которое создается путем синтеза первобытных языческих представлений, христианства, восточных религий, оккультизма, принимая во внимание и научные достижения; 3) Специфичность социального состава последователей, главным образом имеющих образование выходцев из среднего класса; 4) Оппозиционность по отношению к традиционным религиям; 5) Строгая регламентация религиозной жизни: от последователей требуется отказ от личного имущества, изменение места жительства, к ним применяются технологии психологического манипулирования, контроль за их поведением, духовная и физическая изоляция от общества. Нередко вероучение новых сект представляет собой смесь, порой примитивную, разнородных верований, культурных традиций, цивилизационных установок.

Одним из наиболее распространенных неохристианских течений являются Свидетели Иеговы (до 1931 года были частью «Исследователей Библии», англ. Bible Students).Это международная религиозная организация. По подсчётам самой организации, на август 2009 года число членов этой организации во всем мире достигало 7 313 173 человека. В конце 70-х годов XIX века Чарльзом Тейзом Расселлом в США было основано движение «Исследователей Библии», а для издательской деятельности – «Общество Сторожевой Башни, Библии и трактатов». При Джозефе Рутерфорде произошёл раскол внутри организации, вызванный изменением принципов управления и некоторых учений организации, в результате чего от Общества отделились несколько групп. В 1931 году последователи Рутерфорда приняли своё современное название — Свидетели Иеговы. Во многих странах мира эта организация не имеет статуса религиозной, и является просто юридическим лицом.Так же, как и представители большинства христианских церквей, Свидетели Иеговы считают, что их вероучения основываются на Библии. Они широко её используют для того, чтобы обосновать положения своего вероучения. Свидетели Иеговы называют себя христианами, говоря, что они осуществляют возврат к учению и религиозной практике первых христианских общин. Свидетели Иеговы главным образом изучают Библию, они имеют пособие для изучения Библии, которое называется «Чему на самом деле учит Библия?», в ней изложены основные учения Библии в понимании свидетелей Иеговы.

Среди особенностей религиозных воззрений Свидетелей Иеговы можно отметить следующее: 1) Природа Бога, Иисуса Христа, Святого Духа: Употребление имени Иегова как личного имени единого Бога; Отрицание учения о Троице; Иисус Христос — сын Бога, вторая личность во Вселенной, искупитель человечества, Царь Божьего Царства, глава христианского собрания, посредник между Богом и людьми (первосвященник), но он не является Всевышним Богом; Святой Дух — это действующая сила Иеговы, а не лицо и не часть Троицы. 2) Другие имена Иисуса Христа: Архангел Михаил — имя Иисуса Христа, действующего в небесной сфере; Аваддон, он же Аполлион (ангел бездны); 3) Поклонение Богу: Поклоняться можно только Иегове. Поклонение святым, иконам, молитвы кому-либо, кроме Иеговы, а также участие в патриотических церемониях и празднованиях, на которых воздается особая честь человеку (например, дни рождения), рассматриваются как явное или скрытое идолопоклонство; Всё, что делается для Бога, считается священным служением. В узком смысле служением называют участие в проповеднической деятельности; 4) Природа человека: Отрицание учений о бессмертной душе. Душой считается сам человек, как и любое другое живое существо; Духом человека считается нематериальная безличная сила, благодаря которой человек живёт и с исчезновением которой он умирает. Существование духов умерших отрицается, но считается возможным, что демоны могут выдавать себя за умерших; 5) Эсхатология: Свидетели Иеговы считают, что присутствие Иисуса Христа уже началось, однако в невидимой форме (греч. παρουσία «парусия» (наличие, присутствие, буквально: «присутствие рядом»). Согласно нынешнему пониманию свидетелями Иеговы библейской хронологии, время невидимого присутствия Христа после Его возвращения началось осенью 1914 года. Этот период закончится пришествием Христа; С точки зрения свидетелей Иеговы существует особый класс людей: «помазанники» или «малое стадо», число которых ограничено 144 тысячами, которые после смерти отправляются на небо (воскресая в духовных телах), и «другие овцы», включая «великое множество», не ограниченное числом, которые после Армагеддона будут жить на Земле; Свидетели Иеговы верят в устранение существующей сейчас «системы вещей» и восстановление рая на Земле, который будет существовать вечно; Живущие на земле свидетели Иеговы не будут принимать участия в уничтожении злых людей в Армагеддоне, но будут наблюдателями того, как это сделает Бог; однако воскресшие к небесной жизни свидетели Иеговы — из числа «помазанников» или 144 000 — примут под руководством Иисуса Христа непосредственное участие в истреблении злых уже как «духовные личности»; В течение 1000 лет после Армагеддона будет происходить великое воскресение людей, во время которого будут воскрешены к жизни большинство живших на Земле людей; После Армагеддона под правлением Иисуса Христа как царя над Землёй, она будет превращена в Рай и через 1000 лет сам Иисус покорится Иегове и земля будет передана Иегове вместе с совершенным человечеством, состоящим из нынешних Свидетелей Иеговы (выдержавших все испытания), воскрешённых праведников и неправедных, изменившихся за 1000 лет, после чего их ждет последнее испытание сатаной и окончательное уничтожение сатаны и последовавших за ним.

Свидетели Иеговы почитание креста, также как и иконопочитание, считают идолопоклонством. Но в отличие от протестантов, они отвергают не только почитание креста (как орудия убийства Христа), но и любое его использование в качестве символа. Они не празднуют основные христианские праздники: Рождество, Пасха и другие, так как считают их нехристианскими, корни которых уходят в язычество. Отмечается только Вечеря воспоминания смерти Иисуса Христа один раз в год. Свидетели Иеговы полагают, что в день Вечери вкушать символы Тела и Крови Христовых — пресный хлеб и сухое красное вино — могут только помазанники. От каждого Свидетеля Иеговы ожидается, что он будет регулярно проповедовать другим о том, что сам узнал из Библии и публикаций «верного и благоразумного раба», участвуя в распространении последних вместе с собранием. При этом Свидетели Иеговы отказываются праздновать дни рождения на основании того, что в библейские времена истинные служители Иеговы не праздновали дни своего рождения. Также ими не отмечаются государственные и светские (Новый год, 8 марта, 1 мая, 9 мая) праздники, так как считают их частью поклонения «кесарю», и отказываются исполнять государственный гимн, отдавать честь флагу и другим государственным символам.

Свидетели Иеговы считают тяжёлым грехом блуд, под которым они понимают любые половые отношения между лицами не состоящими в браке. Убийство и самоубийство также считаются тяжёлыми грехами (аборт приравнивается к убийству). Грехом считается курение, азартные игры, пьянство и приём любых наркотиков (без медицинского назначения). Спиртные напитки употребляются умеренно. В одежде и украшениях подобает быть скромными. Осуждаются ложь, воровство, финансовые махинации. Запрещается воровство, в том числе мелкое. По мнению свидетелей Иеговы, даже бедность не оправдывает воровство. Осуждаются ложь и обман, как в личной сфере, так и в сфере отношений с властями (суд, уплата налогов).

Руководящим советом свидетелей Иеговы на всех членов религиозной организации налагается целый ряд запретов и ограничений. Они в основном обусловлены следующими соображениями: во-первых, от принявшего крещение свидетеля Иеговы требуется не только полностью принять учение «Божьей видимой организации», но и привести весь свой образ жизни в соответствии с декларируемыми ею морально-этическими принципами; во-вторых, важная роль отводится поддержанию позитивного имиджа организации; в-третьих, свидетель Иеговы должен быть ограждён от внешних влияний, способных посеять зерно сомнения и поколебать его уверенность в истинности вероучения Общества Сторожевой Башни, соответственно, ограничены любая деятельность и контакты, которые потенциально способны породить сомнение в правильности учения.  Для поддержания имиджа Организации «в миру» от свидетелей Иеговы требуется соблюдение чистоты и опрятности, скрупулёзное соблюдение принятых в обществе норм вежливости и хорошего тона. Одежда должна быть скромной: женщинам следует избегать коротких юбок, обтягивающих брюк. Предпочтительны длинные юбки, блузки и платья, брюки допустимы только в неформальной обстановке. Мужчины должны быть гладко выбриты: не приветствуются бороды, щетина. Особые требования предъявляются к форме одежды во время проповеднической деятельности. Так, мужчины должны быть одеты в классический костюм при обязательном наличии галстука (в очень жаркую погоду допускается отсутствие пиджака, в ряде стран — и галстука). Ряд ограничений касается языковой культуры. Категорически запрещена нецензурная лексика. В речи запрещено употреблять обороты, которые могут косвенно указывать на веру в суеверия, на обращение к потусторонним силам, например, употреблять в разговоре фразы «Боже мой!», «Господи!», в качестве заменителей ругательств — «чёрт побери», «чёрт с тобой» и т. д. Запрещено чинопочитание, лицеприятие или этническая нетерпимость, будь то по положению в обществе, расе, национальности, религии, языку, культуре. От свидетелей Иеговы требуется полный отказ от участия в политике и военном деле, включая участие в деятельности предприятий, непосредственно связанных с вооружёнными силами, а также отношений с другими религиозными течениями и организациями. Запрещены занятия любыми боевыми искусствами и видами спорта, связанными с насилием (бокс, карате). Запрещено проявление злобы, гнева, ярости, раздражения, крика или оскорбительной речи. Требуется полный отказ от переливания крови, а также запрещено принимать вовнутрь пищу и медикаменты, содержащие компоненты крови (см. вероучение), есть “удавленину” — мясо задушенных животных, с которого не была спущена кровь. Свидетелям Иеговы разрешено смотреть телевизор и посещать кинотеатры, но набор разрешенных к просмотру категорий фильмов и телепередач весьма ограничен. В частности, рассматриваются как неприемлемые жанры фильмы ужасов, боевики, эротика. Также не одобряются научно-популярная литература и фильмы, пропагандирующие теорию эволюции. Считаются неприемлемыми некоторые жанры музыки, в частности, рэп и хэви-метал. Строго не рекомендуется участие в охоте ради развлечения. Под строгим запретом — любые азартные игры, участие в лотереях (в том числе благотворительных). Свидетелям Иеговы прямо не запрещено заниматься бизнесом и делать карьеру (если это не влечёт за собой нарушение других запретов). Однако большинство свидетелей Иеговы придерживаются принципа «уравновешенного отношения к работе», довольствуясь малопрестижными, но востребованными должностями, приносящими стабильный доход, позволяющий материально обеспечивать семью (жилье, одежда, пропитание) и большее время уделять проповеднической деятельности. Женщины часто являются домохозяйками, поскольку первостепенное внимание уделяется воспитанию детей в духе ценностей и вероучения свидетелей Иеговы. Кроме того, уверенность свидетелей Иеговы в близости Армагеддона и Нового Божьего мира лишает смысла рассчитанную на длительную перспективу деятельность, связанную с профессиональным и карьерным ростом, и отнимающую много времени, необходимого для проповеднической деятельности.

Оккульти́зм (от лат. occultus – тайный, сокровенный) – общее название мистических учений, утверждающих о существовании скрытых сил в человеке и космосе, недоступных для обычного человеческого опыта, а также комплекс верований в существование скрытой связи человека с потусторонним миром. Подобные учения признают существование скрытых сил в человеке и космосе, недоступных для обычного человеческого опыта, но доступных для “посвящённых”, прошедших через особую инициацию и специальную психологическую тренировку. При этом цель ритуала посвящения, нередко связанного с психологическими потрясениями, переживанием смерти и “нового рождения”, усматривается в достижении “высшей ступени” сознания и нового видения мира, открывающего доступ к т. н. “тайным знаниям” – воздействию или контролю над скрытыми силами природы и человека. Оккультизм – это изучение оккультного, то есть «скрытого» знания. Он позиционирует себя как философскую систему мировоззрения, стремящуюся синтезировать знания, добытые науками, с целью установить законы, управляющие всеми явлениями; при этом предполагается, что случайностей не бывает и каждое действие является следствием другого действия. Он может включать в себя такие элементы, как магия, экстрасенсорное восприятие, астрология, нумерология, хиромантия, спиритуализм, осознанные сновидения и карты таро. Оккультизм – это философия жизни, где редкие формы природных явлений оказывают на жизнь человека неуловимое и малопонятное влияние в весьма значительной степени. Оккультные представления о человеке как о микрокосме, воспроизводящем неисчерпаемое богатство и структуру макрокосма, легли в основу оккультного учения об аналогии. Человек и мир взаимно объясняются в оккультизме друг через друга; человеческие волевые акты рассматриваются как особые природные силы, способные прямо воздействовать на мир. В секреты оккультизма нельзя проникнуть путем одного только изучения, ему нужно целиком посвятить себя. Только открыв для себя эти тайны, человек способен познать богатые залежи фундаментальной доктрины перевоплощения, т.е. колебание души между Видимым и Невидимым, что проливает свет на все аспекты жизни. В оккультных учениях часто присутствует сильный религиозный элемент, и многие оккультисты связывают себя с такими религиями, как христианство, иудаизм, одинизм, индуизм, зороастризм, буддизм и ислам.  Прилагательное «оккультный» часто применяется в общем смысле к тем религиозным феноменам и верованиям, что не являются общепринятыми среди основных религий. По мнению сторонников оккультизма, он не противоречит принципиально христианству, так как христианство вообще не противоречит никакому знанию. В христианстве оккультизм и занятия оккультизмом осуждаются. Современное христианство к оккультизму относит такие направления, как магия, сатанизм, спиритизм, теософия, антропософия. Если целью мистической (религиозной) практики является непосредственная связь (единение) с Богом и божественными силами, то, согласно представлениям сторонников оккультизма, он совмещает в себе все тайные знания, связи с определённой религией может и не быть. Оккультизм, гадание и подобные практики относят к нерелигиозной мистике. Представители оккультизма считают, что люди искусственно закрыли себя для восприятия целого рода оккультных явлений природы, которые воспринимались в прежние времена, когда сознание не было так подавлено рационалистическими ограничениями. Они утверждают, что наука родилась из магии и должна неизбежно вернуться к своим магическим истинам, что магия и есть неизвестное естествознание. Оккультизм считается изучением внутренней природы вещей, в противоположность внешним характеристикам, изучаемым наукой. Оккультизм основан на иррациональном типе мышления, не допускающем разделения объективной и субъективной сферы. Оккультизм предлагает рассматривать все вещи, как состояния сознания, а затем указывает, как добиться контроля над сознанием субъективно, что в последствии находит объективное отражение, посредством которого можно манипулировать планом человеческого разума. На практике оккультизм занимается исследованием скрытых природных сил, которые он считает возможным использовать для практических целей. Эти силы, которые часто персонифицируются и вызываются заклинаниями, проявляются якобы в форме звуковых и световых явлений, материализации (возникновения новых материальных форм) и т.д. Эти силы не являются сами по себе ни добром, ни злом; все зависит от того, кто и как их использует.

Зачастую термины «оккультизм» и «эзотеризм» применяются как синонимы. Эзотери́зм (от др.-греч. σωτερικός – внутренний) – в первоначальном значении понятия – философское учение, доступное только ограниченному, «внутреннему» кругу лиц, в противопоставление к экзотеризму – общедоступному знанию. Другие определения описывают внутренний, духовный путь к познанию, схожий с мистицизмом, или «высшее», «абсолютное» знание. Помимо этого, понятие «эзотерика» применяется для описания широкого спектра различных духовных и оккультных учений и практик. Эзотеризм представляет не одну общую традицию или единую систему взглядов, а, также как и в психологии, множество отдельных школ мысли, групп и движений, некоторые из которых столь своеобразны, что могут весьма сильно отличаться друг от друга. Эзотерическая психопрактика, ныне редко сохранившаяся в рамках некоторых мистических традиций, используется ограниченным числом адептов и носит преимущественно прикладной характер. В качестве примеров такой практики можно назвать суфизм внутри ислама, каббалу внутри иудаизма, нэйдань внутри даосизма, йога внутри индуизма, чань (эзотерический буддизм, он же дзогчен, он же дзен) внутри буддизма, исихазм внутри православия. Цели эзотерических систем, на первый взгляд, совпадают с религиозными – осознанное изменение личности. Эзотерические системы так же предлагают конкретный воспроизводимый набор методов для такого изменения. Базой указанных изменений являются Повышенные Состояния Сознания, которые отличаются от так называемых «изменённых состояний сознания» (достигаемых последователями многих религий или психокультов) тем, что изменения Личности, к которым стремятся последователи эзотерических систем, носят устойчивый характер. Эзотерическая самотрансформация, «изменение личности» – лишь средство, а целью является итоговое расширенное мировосприятие. Эзотеризм характеризуется дихотомией между тайными и открытыми каноническими формами, которые присутствуют и во многих религиях (например, в исламе). Но ни внешнее (открытое), ни внутреннее (тайное), при всей своей разностности, не являются взаимоисключающими. На определённом уровне развития внутренняя духовная жизнь может оставаться в гармонии с внешней. Многие философские воззрения эзотеризма совпадают с библейскими или взяты из тех же источников, что и раннее христианство. У многих тайных эзотерических течений есть своя история, уходящая в глубину веков на тысячи лет (пифагорейство, герметика, позже – каббала). Европейский эзотеризм оформился в XVII-м в. в Орден розенкрейцеров и позже вошёл в различные течения, такие, как масоны, филадельфы.

Весьма распространены в настоящее время различные ориентальные культы. Ориентальные культы исповедуют духовное освобождение, которое достигается через такое переживание реальности, когда разум играет подчиненную роль. Ориентальные культы исповедуют также своеобразный космосцентризм: поклонники восточных ритуалов пытаются уловить некие ритмы Космоса, Вселенной. Для восточных культов характерна идея возможности постижения истины за пределами интеллекта, в результате мистического опыта. Современному Западу импонирует антропологизм восточных религий, мистическое возвеличивание телесных и духовных способностей человека. Кроме того, отсутствие канонического вероучения, возможность его интерпретации позволяет чуть ли не каждому поклоннику восточных религий находить в них что-то свое, созвучное его образу мыслей. Ориентальные религии предоставляют последователям ключ к их собственному мироощущению, к сугубо личным переживаниям, увлекают идеей бесконечного самопознания, нравственного самосовершенствования, обеспечивают внутреннюю гармонию и покой. Ориентальные религии сулят с помощью интуиции и созерцания предоставить возможность погрузиться в глубины собственной души, раскрыть неслыханный потенциал человека, приобщить индивида к “космической праэнергии”, обещают блокировать отрицательные эмоции и интеллектуальные стандарты, подготовить к пробуждению творческих возможностей. Ориентальные культы рассматривают религиозность как врожденную особенность каждой культуры. Предполагается, что ни Запад, ни Восток не должны утрачивать присущие им духовные компоненты: выработка космически-религиозного мировоззрения мыслится как воссоединение разнородных элементов совокупного духовного опыта, взаимное проникновение духовных традиций, их взаимообогащение. Человеку западной культуры следует более уважительно относиться к интуиции, мистическому переживанию, психологически насыщенному отношению к человеческой жизни. Нередко привлекают и прагматические соображения: получение психотерапевтического эффекта, нервной разрядки, представление о том, что овладение эзотерическим знанием вводит в круг элиты, позволяет вести рафинированный образ жизни.

Одним из наиболее распространенных ориентальных культов является кришнаизм. Кришнаизм (гауди́я-вайшнави́зм («вайшнавизм» означает «поклонение Вишну») — религиозная традиция внутри индуизма, монотеистическое течение, направление или ветвь вайшнавизма. Философия гаудия-вайшнавизма в первую очередь базируется на «Бхагавад-гите» и «Бхагавата-пуране» Последователей гаудия-вайшнавизма называют вайшнавами или кришнаитами. Организационно кришнаиты объединены в Международное общество сознания Кришны.

В самых общих чертах кришнаитское учение выглядит следующим образом: Бог – единственный Владыка, единственный Источник и Первопричина как духовного, так и материального мира. Он не только творит, но и поддерживает творение, каждый его атом. В одно и то же время Он един со всем и отличен от всего. Будучи единым, Он проявляет себя во множестве воплощений. Бог – Абсолютная Истина, Абсолют, постигаемый в трех аспектах, существующий в трех формах: 1) Брахман – безличное сияние; 2) Параматма – присутствующая всюду Сверхдуша или энергия Бога; 3) Бхагаван – верховная личность Господа (Кришна). Из этих трех личностный аспект наивысший. В трояком разделении Бога кришнаиты часто пытаются углядеть сходство с христианством, утверждая, что христианство – версия учения Кришны. Параматма – “сверхдуша, аспект Верховного Господа Вишну (Вишну здесь – имя Кришны), находящийся в сердце каждого существа” (“Шримад-Бхагаватам” т. 2, с. 645). Это особая энергия Бога, сверх-Я, которое составляет часть души человека: душа человека состоит из индивидуального “Я” и “сверх-Я”, которое направляет индивидуальное “Я”. Задача человека – самоосознание, т. е. осознание, что его душа вечна, отличается от материального тела, является частью Абсолюта, стремится к общению с ним, т. к. только с ним она может быть счастлива. Результатом самоосознания является понимание собственной природы, которая заключается “в преданном любовном служении Кришне под руководством истинного духовного учителя”. Таким образом, параматма – особая энергия Кришны, с помощью которой он “управляет” людьми. Кришнаиты сравнивают Параматму с христианским Святым Духом. Кришна, соответственно, сравнивается кришнаитами со Христом. По их мнению, Христос – тот же Кришна, но пришедший в другую эпоху к другому народу, Христос – аватара Кришны. Кришна, верховный бог, существует в двух формах. Со Христом сравнивают обычно вторую форму Кришны. 1) Вишва-рупа – всепроникающая вселенская форма Кришны. В основе космологической концепции кришнаитов лежит их концепция “вират-рупа” или “вират-пуруша” (близкая к пантеистическому пониманию божества). Согласно ей, Вселенная представляет собой тело Господа, различные части Вселенной – части тела вселенской формы Кришны. Свою вселенскую форму Кришна являет крайне редко. Однажды он явил ее своей приемной матери Йошоде (она увидела “всю вселенную и себя” во рту у Кришны). 2) Четырехрукий или двурукий Кришна (часто зовется Нарайаной). В этом виде Кришна пребывает на своей планете Ваикунтхе с преданными душами. В образе двурукого мальчика с синеватой кожей он явился на землю. На земле он являл и свой четырехрукий образ особенно преданным “бхактам”. Атрибуты Кришны составляют символику кришнаитов. Это раковина, чакра (диск), лотос и булава, которые он обычно держит в руках. Также символикой кришнаитов является вертикальный знак, который “преданные” наносят на лоб и другие части тела священной глиной или сандаловой пастой. Этот же знак украшал и Кришну.

По словам кришнаитов, “Кришна – личность Господа”. Люди – тоже личности, и в этом смысле каждый подобен Богу, но ни в коем случае не равен, поскольку, в отличие от нас, Он – личность всесовершенная, всемогущая, всеведущая, всем владеющая и ни от чего не зависящая. Люди – крошечные частички Его энергии. Единственный смысл их бытия – любовь к Кришне. Эта любовь выражается в их бескорыстном преданном служении Ему. Поскольку способность к такому служению – “бхакти” – составляет сущностную природу живых существ, то счастливы они могут быть только на этом пути. Когда-то все существа находились в духовном мире – мире вечности, знания и блаженства. Но некоторые позавидовали Богу и попытались сравняться с Ним. Это закончилось тем, что они пали в материальный мир. Здесь, безуспешно пытаясь подражать Кришне, живые существа постоянно испытывают страдания, связанные с рождением, смертью, старостью и болезнями.

Кришнаиты верят, что весь мир одухотворен. В каждой вещи есть дух, который воплотился в ней в результате закона кармы. Подобное воплощение может быть обусловлено не только плохой кармой. В исключительных случаях преданная душа может воплотиться в какой-либо предмет, чтобы встретиться с богом или выдающимся гуру. Некоторые из вещей и растений почитаются особо. Так, например, в общинах-ашрамах кришнаиты утром и вечером совершают специальную церемонию поклонения священному растению “туласи деви” (туласи – санскритское название полукустарника базилика, некоторые виды которого выращивают для получения эфирных масел и пряностей). Кришнаиты считают его слугой Кришны, живущим в телесной форме растения; тот, кто поест, коснется листьев куста или только увидит их, освободится от всех несчастий и болезней. В кришнаитских храмах для “туласи” отведена специальная комната с люминесцентным освещением и увлажнителями воздуха. Кришнаиты смысл жизни видят в самоосознании себя, своей истинной природы, в обретении “сознания Кришны”. Сознание Кришны – не психологическая способность. Под сознанием Кришны сектанты понимают осознание себя преданным бхактой Господа Кришны. Человек, достигший сознания Кришны – его преданный бхакта. Чтобы осознать себя, по учению кришнаитов, необходимо жить по системе “санкиртаны”. Санкиртана – в широком смысле слова, образ жизни бхакты, в узком, – пение имен бога. Распевание мантры “Харе Кришна” составляет основное занятие кришнаитов. “Преданные” используют четки из 108 бусин, чтобы не сбиться со счета; они должны пропеть мантру по 16 раз на каждой бусине, проводя за пением в среднем от полутора до двух часов в день. Полный цикл составляет 1 728 мантр в день, или 630 720 мантр в год.Особенно полезным они считают публичное пение мантр, т. к. при этом и поющий, и случайный слушатель “приобщаются к Господу”. По учению кришнаитов, спасения, т. е. избавления от цикла перевоплощений, можно достичь, только следуя духовным упражнениям Общества Сознания Кришны и соблюдением его правил. Четыре правила Международного Общества Сознания Кришны – это “запреты против четырех унизительных занятий, которые ввергают человечество в плен похотливого материализма”:

1. азартных игр;

2. интоксикации (запрещены алкоголь и наркотики, а также кофеин и никотин);

3. секс вне брака (и с любым другим намерением, кроме продолжения рода);

4. убийство животных (кришнаиты придерживаются вегетарианства, как и индуисты).

Санкиртана подразумевает не только соблюдение всех правил, публичное пение мантр, но и распространение литературы Общества Сознания Кришны – это весьма существенный момент в “духовной жизни” большинства членов секты. Членам Общества Сознания Кришны внушается, что покупка кришнаитской литературы может привести к спасению как самого кришнаита, так и покупателя.

В кришнаизме предпочтителен строгий аскетизм, включающий безбрачие. Кришнаиты считают, что “женщина – это та сила, которая привязывает человека к материальному существованию” (“Шримад-бхагаватам” т. 2, стр. 353). Если человек всеже создает семью, то он должен преследовать одну цель – воспитание истинных бхакт Господа. Супруги имеют право на сексуальные контакты лишь при соблюдении следующих правил: если хотят зачать ребенка, не чаще одного раза в месяц. Связь может произойти только после восьми часов пения мантр, которое очищает акт. Во всех прочих случаях супруги должны воздерживаться от сексуальных связей.

Самым благоприятным для духовной практики временем суток считается раннее утро, в особенности период за полтора часа до восхода солнца, называемый брахма-мухурта. Поэтому кришнаиты стараются рано ложиться и рано вставать. Живущие в ашрамах как правило поднимаются до восхода солнца, принимают омовение и отправляются на утреннее богослужение мангала-арати, затем каждый кришнаит индивидуально повторяет на чётках мантру Харе Кришна, после этого следует лекция по «Бхагавата-пуране» и совместное принятие прасада. Вечером происходит ещё одно богослужение и совместное изучение священных писаний. Те кришнаиты, у которых есть своя семья, часто придерживаются собственного распорядка дня, однако и они стараются вставать по возможности раньше, чтобы посвятить ранние утренние часы духовной практике. Кришнаитам рекомендуется заботиться о своём теле, так как считается, что в каждом теле присутствует Кришна в своей локализованной ипостаси Параматмы, то есть тело представляет собой не что иное, как храм Бога. Также рекомендуется соблюдать правила гигиены и чистоты тела, поэтому принято совершать полное омовение один-два раза в день, ежедневно надевать чистую одежду и поддерживать в чистоте жильё.

Существует несколько традиционных организационных форм, вокруг которых сосредоточивается религиозная жизнь кришнаитской общины. Роль крупнейшей организационной единицы — центра религиозной жизни сампрадаи — исполняет матх (ашрам, монастырь). Мандир, или храм, представляет собой более мелкую структурную единицу и имеет штат брахманов — профессиональных священников и богословов, регулярно проводящих пуджу, чтения священных текстов, различные обряды по случаю рождения, бракосочетания и смерти. Роль храмов также выполняют проповеднические центры, где, как правило, имеется по крайней мере один брахман, проводятся ежедневные или как минимум еженедельные богослужения, идёт обучение и подготовка к получению духовного посвящения. Мельчайшей единицей выступает нама-хатта, община верующих-прихожан, собирающихся друг у друга для проведения киртана — совместного пения религиозных песен и мантр, чтения священных писаний и других видов совместной деятельности (благотворительной, просветительской, миссионерской, образовательной и др.) Как правило, нама-хатта не имеет своего храма и возглавляет её прошедший образовательную и богословскую подготовку кришнаит, специально на то уполномоченный храмом или региональным центром. Распорядок дня в кришнаитском ашраме (коммуне) следующий. Все встают в 3 – 4 часа утра. Первое “служение” начинается в 4:30 утра и продолжается полчаса, за ним следуют 2 часа медитации и воспевания с чётками. Затем – изучение индийских ведических писаний и завтрак. Позавтракав, сектанты идут заниматься делом: кто собирать пожертвования на улице, кто на свечной завод, кто на кондитерскую фабрику для приготовления “прасада”. Приготовление прасада является одним из важных элементов духовной практики кришнаитов. Прасадом считается пища, которая была с любовью приготовлена для Кришны. Прасад считается освящённой едой, так как в ходе ритуала предложения его коснулся Кришна. Принимать прасад следует с благоговением и почтением. Считается, что прасад помогает обуздать язык, очищает тело и ум. Прасад должен приготовляться в максимально чистых условиях. Необходимо использовать только свежие и как можно более чистые вегетарианские продукты. Полностью исключаются мясо, рыба, яйца, а также такие растительные продукты, как лук, чеснок и грибы. Кришнаиты питаются всеми видами овощей, фруктов, зерновыми, бобовыми, молочными продуктами, ягодами, зеленью, орехами. Во время приготовления пищи, пробовать её запрещается и рекомендуется размышлять о Кришне. При коммуне существуют различные мелкие производства, типографии, на которых кришнаиты трудятся бесплатно “на благо Кришны”. С работы возвращаются вечером; совершается вечернее служение. Во время служения кришнаиты воспевают мантры с чётками и поклоняются статуям (статуи Кришны считаются его аватарами). На служениях присутствует пища, которая, по их словам, становится телом божества после того, как ее принесут в жертву. Служение наполнено песнопениями на древних языках, множеством ритуалов. Служение сменяют занятия, потом все идут спать. Существуют как ашрамы, посещаемые сектантами, живущими на собственных квартирах, так и ашрамы образованные по типу “священных городов”. В таких коммунах жизнь устроена самым простым образом, как можно ближе к “естественным условиям”, т. к. кришнаиты не принимают достижений “материального прогресса”, считая их плодом кармической деятельности. Условия жизни в подобных коммунах очень тяжелы.

Постоянные рождения живых существ в материальном мире составляют основу феномена переселения душ. Во Вселенной существует около 8 млн. 400 тыс. различных форм жизни, в которых дживы перевоплощаются в соответствии с законом кармы. Кришнаиты, основываясь на авторитете Вед и Пуран, считают, что дживы в материальной Вселенной проходят через процесс духовной эволюции, последовательно воплощаясь в более и более развитых телах. Кульминацией эволюционного процесса дживы является её воплощение в человеческом теле. Среди этих форм человеческая форма считается наилучшей для достижения духовного совершенства и возвращения после смерти в вечную обитель Кришны в духовном мире — Голоку. Приняв человеческое тело, джива может познать Кришну, служить Кришне и любить Его, но не с помощью своих материальных ума и чувств, не по своей собственной воле, а по милости Самого Кришны.

Бхакти, или «преданное служение Кришне», является наилучшим методом достижения совершенства. Выбор служения Богу посредством процесса бхакти-йоги постепенно приводит дживу к освобождению из круговорота сансары материального мира и возвращению в своё естественное состояние в духовном мире как слуги Кришны. Для нынешней эпохи Кали-юги наиболее эффективным методом бхакти-йоги является санкиртана, или совместное воспевание имён Кришны, в особенности в форме мантры Харе Кришна: «Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе». Бхакти является одновременно и средством и конечной целью. Считается, что достигнув совершенства в бхакти, человек достигает совершенства выполнения обязанностей по отношению ко всем живым существам в материальном мире. Бхакти представляет собой всеобъемлющий процесс. Другие методы духовного осознания, такие как джнана, йога и карма, рассматриваются как составные части бхакти, или как вспомогательные процессы, приводящие индивидуума на путь бхакти. Например, совершенством джнана-йоги считается знание «Бхагавад-гиты» и «Бхагавата-пураны». А карма-йога понимается или как деятельность, выполняемая непосредственно как служение Кришне, или как бескорыстное исполнение своих профессиональных, гражданских и прочих обязанностей. Бхакти-йога, которая определяется как «любовное служение Кришне» является единственным средством достижения освобождения. Однако высшей целью жизни, превосходящей даже освобождение, считается према — чистая любовь к Кришне. Достигнув этой стадии, джива настолько предаётся Кришне, что её уже не беспокоит достижение освобождения или необходимость перерождаться. Праведными качествами считаются те, которые способствуют приближению индивида к Богу (правдивость, милосердие, самообладание, внутренняя и внешняя чистота, воздержание от насилия, всепрощение, чувство долга), а греховными — те, которые погружают в круговорот материальной жизни и таким образом отдаляют человека от Кришны (лживость, стяжательство, гордыня, грубость, похоть, невежество, причинение вреда другим, уклонение от выполнения долга). Предполагается, что человек, сознающий свою духовную природу вечной частицы Бога, видит ту же природу и в других; таким образом, его любовь к Богу распространяется и на всех окружающих. Одной из особенностей гаудия-вайшнавизма, выделяющей его на фоне других течений индуизма, является «утверждение превосходства самоотверженной любви и служения над достижением личного спасения».

Экуменизм – возникшее  в начале ХХ века среди ряда протестантских организаций движение за всемирное (экуменическое) объединение христианских церквей. Оно привело к образованию в 1948 г. на конференции в Амстердаме Всемирного совета церквей. На этой первой конференции были представлены 147 церквей из 44 стран. В 1968 г. во Всемирный совет церквей входила 231 церковь из 80 стран. Среди них – протестантские (евангелическо-лютеранские церкви, реформистские, пресвитерианские, меннониты, баптисты, квакеры, методисты, конгрегационалисты и др.), а также старокатолическая и некоторые православные церкви. Является членом Всемирного совета церквей и Русская православная церковь. Римско-католическая церковь не является членом Всемирного совета церквей. Высшим органом экуменического движения является генеральная ассамблея, которая собирается обычно раз в пять лет. Она избирает президиум Всемирного совета церквей из шести человек, а также центральный комитет, включающий до 90 членов; эти органы руководят всей работой в рамках экуменического движения между ассамблеями. Действует также ряд комиссий, занимающихся решением частных вопросов. Руководящие органы Всемирного совета церквей собираются ежегодно. Генеральный секретариат находится в Женеве. В чисто религиозных вопросах экуменическое движение придерживается в настоящее время той точки зрения, что все существующие христианские церкви являются частями “единой церкви Христовой” и должны путем переговоров преодолевать исторически возникшие различия в учениях и устройстве. В официальных документах утверждается, что движение не стремится к созданию организации, стоящей над церквами, что Всемирный совет не является “сверхцерковью”. Членство во Всемирном совете означает, что церкви, соглашаясь в одних вопросах между собой, в других могут расходиться. Экуменическое движение не ограничивается чисто религиозными проблемами. Оно вынуждено также дать ответ на основные вопросы, волнующие современного человека. Стремление идеологов экуменического движения в этих условиях разработать “общехристианскую социальную программу”, равно пригодную не только для различных христианских течений, но и для верующих, живущих в странах с разным социальным строем, придает декларациям и лозунгам экуменического движения крайне абстрактный вид и подчас черты утопии. Поиски новых религиозных путей к разрешению социальных проблем современности бесплодны, ибо они не могут изменить с помощью “правильно понятых” евангельских заповедей сущность буржуазного строя. Всемирный совет церквей в последнее время подходит к целому ряду волнующих человечество проблем с позиций здравого смысла. Он выступает за разрядку международной напряженности, поддерживает усилия миролюбивых государств в защиту мира на земле.

Бахаизм – в этом учении немало привлекательных социально-гуманистических начал. Оно утверждает, что человечество едино, что наступило время осознать это и организовать всемирное сообщество. Провозглашается целый ряд принципов достижения единства всех стран и народов: признание общего источника и бесспорного единства всех основных религий мира; право каждого верующего на самостоятельный поиск истины; полный отказ от всех видов предрассудков (расовых, национальных, классовых, религиозных и пр.); признание того, что истинная религия всегда находится в гармонии с разумом и научным знанием; важность и необходимость всеобщего образования; равноправие мужчин и женщин; устранение крайних форм бедности и богатства; установление федеральной системы мирового сообщества, основанной на всеобщей безопасности и международной справедливости; необходимость для каждого индивида следовать высоким личным моральным принципам; единый для всех народов вспомогательный язык общения. Бахаисты придерживаются образа жизни, способствующего претворению этих принципов (ежедневные молитвы, отказ от алкоголя и наркотиков, святость брака, проведение регулярных встреч с людьми разных национальностей и социального положения). Богослужения бахаистов включают моления, медитации, чтение отрывков из священных писаний своей веры и других мировых религий. Церковь Бахаи активно поддерживает деятельность ООН, видя в ней важнейший инструмент объединения народов мира.

На территории бывшего СССР возникло несколько оригинальных сект. В качестве примера можно привести секту виссарионовцев. Виссарионовцы (Община единой веры, Община “Источник”, Церковь последнего завета) – синкретическая секта, относящаяся к христоверам. Основана в 1990 г. в Красноярске бывшим милиционером Сергеем Тороповым, провозгласившим себя “живым Христом” и взявшим имя Виссарион. Приверженцами секты являются преимущественно научные работники, люди искусства, студенты. Вероучение секты основано на сочинении Виссариона “Последний завет”, “Агни-йоге” и частично на Библии, которая, по мнению сектантов, изобилует неточностями. Догматика секты включает как некоторые христианские положения, так и элементы восточных учений и язычества (отношение к Русской православной церкви у виссарионовцев резко отрицательное). Виссарион рассматривается как живой Христос и воплощение бога на Земле. Утверждается, что Виссарион принес на Землю Новый завет – новое свидетельства союза людей и бога. Из христианских таинств признается, с изменениями и оговорками, крещение (совершаемое над взрослыми), причащение (без предваряющей исповеди) и брак. Допускается почитание икон, преимущественно собственного изготовления и тематики. Признается существование ада и рая, бессмертие души, способность к реинкарнации (только человека в человеческий образ). Развито понятие энергетического питания, на которое в будущем должны перейти человеческие организмы, которые станут в результате этого бессмертными. Считалось, что в конце XX века происходит смена эпохи “реинкарнации” на эпоху “бессмертия” (начавшуюся в 1990 г.), и этот процесс должен завершиться в 2003 г. Большую роль в вероучении секты играют эсхатологические мотивы (конец света был первоначально назначен на апрель 1997 г., затем перенесен на 2003 г.). Культовая практика секты заключается в чтении измененной молитвы “Отче наш” и поклонении Виссариону или его изображениям. На улицах производятся радения в “священных кругах”. С верующими проводятся разъяснительные беседы, самим верующим размышлять о высших сферах не рекомендуется. Сектанты обязаны ликвидировать свое имущество и внести его в фонд секты, а сами должны переехать жить в “Город Солнца”. Существуют пищевые запреты: запрещено употреблять соль, сахар, чай, мясо, рыбу и молоко. Понедельник, среда и пятница объявлены постными днями. Существует запрет на все книги, кроме сказок, и периодическую прессу. Руководство сектой осуществляет непосредственно Виссарион и его “апостолы”.  В 1994 г. местность вокруг озеро Тебиркуль под Минусинском, где обосновался Виссарион со своими приверженцами, была объявлена им “святой землей”, на которой должны собраться все последователи Виссариона. В этом месте был заложен так называемый “Город Солнца”.Численность секты на конец XX века – более 50 тысяч человек приверженцев (число активных членов – около 10 тысяч), из них около 3 тысяч сосредоточены в районе Минусинска, остальные – малыми группами во всех крупных городах России и СНГ.

Сайентоло́гия (англ. scientology, от лат. scio и др.-греч. λόγος – «знание о знании») – религиозно-философское учение, созданное американским писателем-фантастом Роном Хаббардом, целью которого декларируется улучшение человеческих способностей и повышение духовного осознания. Сам Р. Хаббард позиционировал сайентологию как прикладную религиозную философию. Сайентология возникла в результате дальнейшего развития дианетики, более ранней методики самосовершенствования, описанной Л. Роном Хаббардом в 1950 году в его книге «Дианетика: современная наука о разуме». Позже он включил дианетику в качестве составной части в сайентологию. Принципиальное различие между Дианетикой и Сайентологией состоит в том, что Дианетика направлена на работу с разумом индивидуума, в то время как сайентология целиком направлена на совершенствование человеческого духа. Сайентология включает в себя философию и технику духовного совершенствования и охватывает такие темы как мораль, этика, детоксикация, образование, управление и др.: сайентология содержит руководства по этике и моральным кодексам (Кодекс чести, Дорога к Счастью), по выведению из организма различных токсичных веществ (Программа Очищения), по общению, по супружеству, по воспитанию детей, по разрешению проблем, связанных с работой и производством, по основам обучения (Технология обучения) и т. д.  В сайентологии два течения – Церковь Сайентологии и Свободная Зона. Наиболее известна Церковь Сайентологии, существующая с 1953 года и обладающая рядом преимущественных прав на наследие Хаббарда. Свободная Зона выделилась из Церкви Сайентологии в результате раскола в начале 1980-х годов и не признаётся Церковью как исповедующая сайентологию. Сайентология якобы позволяет развить любую желаемую способность, повысить интеллект, вылечить большинство болезней и достичь счастья и полной духовной свободы. При этом сайентология – одно из самых конфликтных религиозных движений, многочисленные судебные процессы с участием сайентологов нередко приводили к наложению санкций и штрафов. Многие считают ее чисто коммерческим предприятием, а сайентологические методы оцениваются как разрушительно влияющие на организм человека и его психику (так, применяется практика разрыва отношений (англ. disconnection), когда сайентологу предлагается прекратить все контакты с друзьями или семьёй, если они выступают против саентологии). Наиболее значимые утверждения сайентологического учения: главная цель – истинное духовное просветление и свобода для индивидуума; человек – бессмертное духовное существо; его опыт не ограничивается одной жизнью; человек в основе своей хороший, его успех и счастье зависит от него самого, его ближних и от достижения им единства со вселенной; его способности не ограничены, даже если он не использует их все в настоящий момент; ничто в диaнетике и сaйентологии не является истиной для вaс, если вы сaми этого не видели, поэтому вы не должны принимать всё на веру, не сопоставляя со своим опытом и не проверяя. Сайентологию правомочно рассматривать как религию, потому что в ней присутствуют следующие компоненты: вера в некую Высшую Реальность (Верховное Существо или Вечная Истина), которая выходит за пределы бренной земной жизни; религиозные практики, направленные на понимание и достижение этой Высшей Реальности; сообщество верующих, которые следуют этой Высшей Реальности. В сайентологии нет аналога Библии или Корана, «учение» заключается в определённом порядке прочтения ряда книг Хаббарда и прохождения все более продвинутого одитинга – единственного таинства этой Церкви.

Цель сайентолгии, как объяснял ее создатель, заключается в том, чтобы сделать человека способным жить лучшей – согласно его собственной оценке –  жизнью, жить вместе с другими и играть в лучшую игру.  В этом последователям учения Хаббарда помогает знание шкалы тонов. Шкала тонов – это определение точных характеристик настроения и поведения человека, которое достигается при помощи чёткого знания расположения эмоций на градуированной шкале. Шкала человека простирается от точки 0 – «Смерть», когда осознание отсутствует и выживание минимально, до точки +4 или «Энтузиазм», когда жизнь доставляет большую радость и человек активно взаимодействует с ней. Между этими точками есть множество промежуточных уровней каждый из которых характеризуется своими особенностями. Положения на шкале тонов обозначаются определёнными эмоциями, но в книге «Наука Выживания» Хаббард также описал ряд других вещей, которые могут быть определены при помощи шкалы тонов, например, такие аспекты, как личное здоровье, сексуальное поведение, потенциал выживания или способность обращаться с правдой. Таким образом, человек изучивший Шкалу тонов, может определить характеристики человека за пару минут и выяснить, достоин ли он доверия, каковы его методы обращения с людьми, состояние организма, стоит ли иметь с ним дело, или нет. Шкала тонов применяется сайентологами в каждодневной жизни для того, чтобы лучше понимать окружающих людей. Одним из основных принципов Сайентологии является треугольник АРО. В этом треугольнике имеются три взаимосвязанных компонента, которые создают успешное понимание. Это  Аффинити (степень дружеского расположения или симпатии к кому-то), Реальность (согласие с кем-то) и Общение (обмен идеями, предметами с кем-то). Согласно этому принципу, улучшение одного из трёх компонентов приводит к повышению уровня двух других компонентов. Сайентологические процедуры чётко размечены в виде серии последовательных ступеней. Слово «cтупени» хaрaктеризует постепенное улучшение, происходящее в caйентологическом одитинге. Предполагается совершение шагов сайентологического обучения (уровни, на которых приобретается определённый класс одиторского мастерства), и шагов одитинга (ступени, на которых достигаются духовные осознания). Одитинг в сайентологии – это центральный обряд (таинство), который представляет собой общение клиента («преклира») один на один с профессиональным сайентологическим консультантом-«о́дитором» (в сайентологии сохраняется тайна исповеди). Одитор следует «точной процедуре совершенствования человеческого духа». В одитинге может применяться Е-метр – устройство, якобы созданное для измерения и локализации «душевного груза»). Существует также шкала духовного осознания, уровни которого соответствуют прогрессу сайентолога в обучении и одитинге. Первые уровни имеют отношение к духовным движущим силам индивидуума, семье, обществу, и они построены так, чтобы человек мог успешно взаимодействовать с другими и достигать понимания. Последующие шаги одитинга и обучения якобы углубляют духовное осознание и способности индивидуума, и, в конце концов, раскрывают всё больше и больше скрытый потенциал и способности человека. Высшие уровни, называемые «Уровни ОТ», позволяют «оперирующему (действующему) тэтану (то есть, титану)» восстановить сверхъестественную силу и контроль над жизнью, разумом, энергией, пространством и временем. По окончании каждого шага сайентолог получает сертификат, удостоверяющий, что он достиг определённого уровня одиторских навыков или духовного прогресса. Способы и значение достижения высших уровней одитинга и обучения предназначены для продвинутых последователей сайентологии. Преждевременное ознакомление последователей сайентологии с этими материалами до того, как будут пройдены необходимые духовные шаги, воспрепятствует, а не поможет их духовному прогрессу. Наивысший уровень, ОТ VIII, может быть пройден только в открытом море, на круизном судне сайентологов «Freewinds». У дороги может быть большой или мaлый уклон, и ступени лестницы тоже могут идти вверх полого или круто. Высотa ступеней может быть мaленькой или большой, вместо них может быть дaже вертикaльный подъём, и в этом случaе нельзя говорить о постепенности. Желaтельно, чтобы дорогa предстaвлялa собой постепенный подъём вверх. Мост к полной свободе – это маршрут продвижения сайентологов к более высоким духовным состояниям, состоящий из шагов, проходимых в строгой последовательности.

Ярким примером мистико-оздоровительных культов является так называемое ивановство, названное по фамилии основателя. Порфи́рий Корне́евич Ивано́в – «Победитель Природы, Учитель народа, Бог Земли», как его именуют последователи, — создатель оздоровительной и духовной системы, основатель движения ивановцев. С возраста 35 лет Иванов, следуя своей «идее» здоровья и бессмертия, постепенно отказывался от одежды и обуви, пока не стал круглый год ходить босой, одетым в одни шорты. Практиковал холодные обливания, подолгу обходился без пищи и воды, занимался целительством, распространял своё учение. В современном движении последователей Иванова можно выделить два направления: одни  придерживаются в основном идей закалки, оздоровления организма, другие — склоняются к религиозно-мистической составляющей учения. Частью своих последователей Иванов фактически обожествляется. По их мнению, он явил в себе все нравственные идеалы христианства. В то же время, отдельные представители Русской православной церкви характеризуют его как человека психически больного или одержимого. В учении Иванова содержится немало элементов неоязычества и неохристианства. Наблюдается сходство с традициями даосизма, йоги, буддизма. При этом  происхождение учения сугубо российское, отсутствует влияния восточных традиций. В антисектантской публицистике некоторые группы ивановцев относят к «деструктивным тоталитарным сектам».

25 апреля 1933 года, согласно записям самого Иванова, он пришёл к мысли, что причина всех болезней и смерти — в отрыве человека от природы. По его словам, потребности в пище, одежде, жилом доме приводят к зависимой, умираемой жизни; жизнь укорачивается из-за стараний людей получше в ней устроится. Следовательно, нужно отказаться от всех “потребностей” (дом, одежда, еда и проч.), это дарует человеку свободу от болезней и даже от смерти.. Надо научиться жить независимо, за счёт естественных условий воздуха, воды, земли. Он приходит к выводу, что весь «предковый» порядок жизни человека, в который стихийно включился и он, в принципе неверен. Стремясь только к «хорошему» (к теплу, сытости и т. д.), человек получает «плохое» (болезни, смерть). В погоне за тепличными, комфортными условиями человек ушёл от природы, изолировался от неё. Снаружи его окружают одежда и дом, изнутри — пища. Иванов решается восстановить потерянный контакт с природой. На этом пути он видит бессмертие. Иванов писал, что, возможно, он не достигнет своим телом полного совершенствования, но кому-то надо пойти по этому пути первым. Эта идея послужила началом резкого поворота в жизни Иванова и 50-летнего личного эксперимента. В частности, он начал уменьшать количество одежды на теле и, спустя около двух лет, стал жить круглый год только в одних длинных трусах. Дата 25 апреля отмечалась Ивановым и отмечается его последователями как день рождения Идеи. Иванов решил целиком посвятить своей идее. В одних шортах и босой, подолгу воздерживаясь от пищи и воды, он ходил по Донбассу и стремился научиться жить «с природой наравне». Чувствуя небывалый прилив бодрости и здоровья, Иванов пришел к простой мысли, что раз передаются болезни от человека к человеку, то может передаваться и здоровье. Он начал практику целительства. Методику вырабатывал сам, интуитивно. В 1979 году Иванов создал «ГИМН» — 8 строк, которые, по словам Иванова и последователей, в сжатом виде выражают суть учения. Девизом Иванова были слова: «Умирать все умеют, надо научиться жить». В 1982 году Иванов пишет 12 практических советов (1. Два раза в день купайся в холодной, природной воде, чтобы тебе было хорошо. Купайся, в чем можешь: в озере, речке, ванне, принимай душ или обливайся. Это твои условия. Горячее купание заверши холодным. 2. Перед купанием или после него, а если возможно, то и совместно с ним, выйти на природу, встань босыми ногами на землю, а зимой на снег хотя бы на 1—2 минуты. Вдохни через рот несколько раз воздух и мысленно пожелай себе и всем людям здоровья. 3. Не употребляй алкоголя и не кури. 4. Старайся хоть раз в неделю полностью обходиться без пищи и воды с 18—20 часов пятницы до воскресенья 12 часов. Это твои заслуги и покой. Если тебе трудно, то выдержи хотя бы сутки. 5. В 12 часов дня воскресенья выйди на природу босиком и несколько раз подыши и помысли, как написано выше. Это — праздник твоего тела. После этого можешь кушать все, что тебе нравится.б. Люби окружающую тебя природу. Не плюйся вокруг и не выплевывай из себя ничего. Привыкни к этому: это твое здоровье. 7. Здоровайся со всеми везде и всюду, особенно с людьми пожилого возраста. Хочешь иметь у себя здоровье — здоровайся со всеми. 8. Помогай людям чем можешь, Особенно бедному, больному, обиженному, нуждающемуся. Делай это с радостью. Отзовись на его нужду душой и сердцем. Ты приобретешь в нем друга и поможешь делу мира!9. Победи в себе жадность, лень, самодовольство, стяжательство, страх, лицемерие, гордость. Верь людям и люби их. Не говори о них несправедливо не принимай близко к сердцу недобрых мнений о них.10. Освободи СВОЮ голову от мыслей о болезнях, недомоганиях, смерти. Это твоя победа. 11. Мысль не отделяй от дела. 12. Рассказывай, передавай опыт этого дела, но не хвались и не возвышайся в этом. Будь скромен. Я прошу, я умоляю всех людей: становись и занимай свое место в Природе. Оно никем не занято и не покупается ни за какие деньги, а только собственными делами и трудом в природе, себе на благо, чтобы тебе было легко).

Иванов почитается адептами как харизматическая личность. Сам Иванов, не раз показывая своим ученикам на изображение распятого Христа, недвусмысленно намекал о распятии “брата своего”. Несмотря на такое “родство”, Иванов в церковь не ходил, а своим последователям объявлял, что в Церкви все ложно. В кругу ивановцев имеет хождение своего рода “евангелия об Иванове”, в котором однозначно утверждается, что Иванов – новый мессия, принесший людям новую “живую” веру. Имеется даже свой вариант “нагорной проповеди”. Подражая Христу, Иванов избрал из среды своих последователей 12 учеников. Иванов отрицал бессмертие человеческой души, неизбежность загробного возмездия, существование ада или рая: «Здесь живите – остальное сон, мы живем в природе один раз, а потом умираем навеки веков. Мы не знаем, что будет после нашей смерти, поэтому все дела свои мы делаем здесь и сейчас, в нашей земной жизни».  Последователи Иванова также отвергают церковную иерархию, они утверждают, что для их общения с «Богом Духом Отцом через природу иерархия не нужна – каждый ивановец сам себе поп». По учению ивановцев, Христос принес соборность между людьми, а Иванов дал более высокую степень соборности: людей природы. Таким образом, происходит обожествление природы, она объявляется как бы новой ипостасью Бога, и человек через слияние с ней обретает спасение.

С древнейших времен существовало разделение богов на светлых, от которых люди ожидали покровительства и исполнения своих желаний, и темных, чья деятельность мало соприкасалась с жизнью простого человека. Возникли массовые культы светлых богов и замкнутые эзотерические общества вокруг богов темных. Эти общества можно считать предшественниками сатанизма. Разделение на светлых и темных богов поначалу было не слишком резкое, некоторые боги обладали как светлыми, так и темными чертами. Но оно постепенно усиливалось, и появились религии, почитавшие сугубо светлых божеств. Однако, вытесненный новыми религиями темный элемент не мог исчезнуть бесследно. В противовес светлым религиям возникают сугубо темные культы: почитание темных вавилонских, финикийских и египетских богов в Палестине. Вероятно, сатанизм (или те культы, что ему предшествовали) возник в результате консолидации сторонников различных темных богов, которым не нашлось места в новых светлых религиях. Целью сатанистов было не бороться против этих религий, а просто практиковать то, что светлыми религиями для человека не предусмотрено: иное отношение к миру, независимый образ жизни, сохранение и приумножение тайных знаний, использование их в своих интересах. Сатанизм, в сущности, являлся демонизированным христианством язычеством. Ваал, Люцифер, Астарта- всё это языческие божества, которые стараниями христиан были превращены в демонов. “Сатана”, то есть “Противник”- в первоначальном понимании любое языческое божество, противостоящее Яхве, Аллаху или любому иному монотеистическому богу.

Современный сатанизм трудно назвать самостоятельной религией. Все сведения о дьяволе он черпает из христианской традиции. Он не выражает никаких духовных упований и не обещает спасения. В основном он ритуализирует протест против христианской морали и различные формы антиобщественного поведения. В обществе устоялись представления о сатанизме как о религии со всеми религиозными атрибутами – культом, обязательными обрядами и т.д., а также мнение, что сатанизм есть просто антихристианство (то есть, культ зла). Сатана выступает в роли некого архетипа и символа зла. Сатана, собственно, персонаж библейский, но корни самих библейских представлений уходят в то же язычество с его культами божеств Тьмы. Представления о Сатане и отношение к нему разнообразны. Для христиан Сатана –  антипод Бога и Враг Рода человеческого. Лик его – лик чудовища (монстра). Цель его – вред. Суть его – ложь. Для его поклонников Сатана – Великий Император, Князь Мира и Дьявол Дьяволов, Владыка Преисподней и Лорд Армии Тьмы, Повелитель Стихий, Двуликий Господин, Неукротимый Бунтовщик, Мастер Лжи и Источник Мудрости, Великий Разрушитель и Искусный творец, Хранитель Смерти и Очаг Жизни. Прекраснейший и Величайший из Ангелов, он воплотил в себе СВЕТ и ТЬМУ, создав армию из своих последователей и подчинив стихии и силы – Люцифер стал могущественным противником Бога. Для кого-то Сатана – что-то вроде физического поля, действующего во всех точках Вселенной, для кого-то – некое подобие языческого божества, для кого-то – просто образ, характер, с которым он чувствует свое родство; кто-то, возможно, использует и антропоморфное представление. В большинстве языческих традиций существуют представления о божестве, близким по сути к Сатане. Сатана – творение Господне, ангел высшего чина. Сатана сидит у трона Бога и вершит вместе с ним судьбы мира. Роль Сатаны в созданном Богом мире была значительной – он обличал людей и их дела перед лицом высшей справедливости. Если гипотетически сравнить Суд божий с судом земным, то Сатана играет роль прокурора, обвинителя. Его дело – показать все, что человек сотворил в земной жизни, уличить его грехи и злодеяния. Он добр, он – «сын зари», как его называет пророк Исайя, он – прекраснейший из божьих ангелов, бесконечно красивый и чистый. Одно из имен Сатаны – Люцифер, означающее «несущий свет», было известно задолго до появления христианства. Люцифер – так называли древние евреи звезду, что последней гасла на небе при восходе солнца. По легенде, эта звезда пыталась затмить само солнце, но потерпела поражение от небесного светила. Дьявол в произведениях современной массовой культуры представляется как могущественное существо, находящееся скорее вне повседневной жизни, обитающее в своем собственном мире, вне обыденности: в прошлом, в космосе и.т.д.. Дьявол противостоит Богу и часто является для него серьезным конкурентом. При этом Бог, существование которого для современных людей весьма сомнительно, олицетворяет порядок этого мира.

Принято считать, что сатанистский культ выражался в виде так называемой “черной мессы” – самой богохульной из всех возможных религиозных церемоний. Популярная концепция черной мессы такова: отлученный от церкви священник (такие всегда имелись в достаточном количестве и всегда нуждались в заработке) стоит пред алтарем, в качестве которого используется обнаженная женщина, в каждой из протянутых рук сжимающая по черной свече, приготовленной из жира некрещеных детей; на ней стоит чаша с  кровью. Перевернутое распятие висит над алтарем, а треугольные просвиры из зараженного спорыньей хлеба или покрытая черными пятнами репа благословляются священником. За призывами к Сатане и различным демонам следует набор молитв и псалмов, прочитанных задом наперед. Все это исполняется в “защитной” пентаграмме, нарисованной на полу. Если появляется дьявол, то он предстает в виде мужчины с головой черного козла на плечах. После следуют такие действия, как самобичевание и сжигание молитвенников под аккомпанемент сквернословных цитат из Библии, топтание креста и плевание на распятие. Кульминацией “черной мессы” могло быть умерщвление некрещенного младенца, который как-бы преподносился Сатане. Скорее всего, подобные леденящие кровь и вызывающие отвращение описания “черной мессы” были выдуманы руководителями католической церкви для того, чтобы отпугнуть верующих от ереси, проинформировав их о гнусностях, творимых язычниками, катарами, богумилами, тамплиерами и иже с ними. Рассказы о похищаемых сатанистами некрещеных детях для использования их в мессах были эффективны не только в пропагандистском плане, но были и источниками обогащения церкви (имеется в виду плата за крещение): ни одна христианская мать не могла, услышав истории о дьявольском киднэппинге, отказаться от немедленного крещения своего ребенка. По своей сути, “черная месса” – пародия на религиозную службу Римской Католической Церкви, и если когда либо практиковалась, то зачастую не как культ, а как шоу, экзотическое времяпрепровождение или шарлатанство, предназначенное для пресыщенной знати или легковерных дилетантов.

Предшественниками современного сатанизма модно назвать кружок мадам Ля Вуазьен во Франции в 17 веке и “Клуб Адского Пламени” под руководством Френсиса Дэшвуда в Англии в 18 веке и др. В этих организациях, скорее развлекательных , чем религиозных, проводились «черные мессы» по сценариям, описанным средневековой инквизицией, но имевшие скорее общественно-политический подтекст, являвшиеся театральными действами, а не обрядами. Неосатанизм же не просто вторичен, а вообще оторван от какой бы то ни было религиозной традиции, представляет собой  измышления отдельных личностей. В XIX веке стал моден оккультизм. Люди больше не боялись быть сожженными на костре за связь с Дьяволом и стали активно интересоваться всем тем, что ранее было запрещено церковью и преследовалось. В результате появилось множество книг “про магию”, а спиритические сеансы стали обязательным элементом светских вечеринок. Считающие себя сатанистами получили возможность легально обмениваться информацией, серьезные книги по магии стали общедоступны Стала возможна легализация сатанизма, и в 1966 Антон Шандор Ла Вей создал первую организацию, открыто называющую себя сатанистской – “Церковь Сатаны”. Ла Вей сформулировал в своих книгах основные положения сатанистского мировоззрения. Успех этой организации был определен хотя бы тем, что Ла Вей с самого начала не был стеснен какими-то ни было идеологическими установками, стремясь лишь к одному: достижению успеха любыми средствами. Он разработал красочные обряды, сочетавшие таинственность, величественность и сексуальность. По существу эти обряды были своего рода играми для взрослых, созданные по всем правилам поп-культуры. Большую роль в распространении сатанизма сыграли произведения Ла Вея, прежде всего «Сатанинская библия». Популярность этих книг обусловила доступность языка изложения, в отличии от другой эзотерической литературы и следование конъюнктуре общества. Вслед за “Церковью Сатаны” в странах Запада возникли и другие легальные сатанистские организации. Таким образом, сатанизм нельзя рассматривать как религию в обычном смысле слова. Он не может существовать самостоятельно, являясь религией-сателитом, паразитирующей на теле христианства. В отличии от религий и культов, основанных на переживании «божественного», сатанизм является скорее невротической реакцией на христианство. Он не несет священного в себе, в то же время в нем много сугубо развлекательных элементов. В какой-то степени сатанизм можно отнести к «потешным» культам, которые не требуют действительной веры, а являются разновидностью игры.

Вместе с тем существует явление сатанизма как особого мировоззрения, которое, по мнению этих сатанистов – совсем не религия. В их сатанизме нет того, что обычно полагается главной составляющей религии – веры. Сатанисты не верят в Сатану в общепринятом понимании: сатанисты ни во что не верят на 100% (но и ничего полностью не отрицают). Мировоззрение сатанизма не ставит перед своими последователями какой-то одной “великой цели”, “смысла жизни”. Каждый сатанист сам определяет как свои цели, так и методы их достижения. Сатанист принимает к сведению любую информацию, но не считает ее абсолютной истиной. Поэтому в сатанизме нет постулатов о строении неизученных наукой областей Мироздания; он не берется отвечать на вопросы о том, откуда произошел мир, что с нами будет после смерти и т.д. Сатанизм – мировоззрение индивидуалистическое. В какой-то степени у каждого сатаниста свой сатанизм, каждый сатанист формирует свое понимание сатанизма. Но поскольку сатанист – это особый тип личности, то и взгляды сатанистов во многом схожи и образуют единое мировоззрение – сатанизм. Сходству взглядов сатанистов также способствует их стремление к объективности. Если на мировоззрение обычных людей зачастую оказывают влияние их личные проблемы, комплексы, обиды, то у сатанистов этот фактор исключен или почти исключен. Поклонение кому-либо совершенно чуждо сатанисту. Сатанисты почти не используют понятий “добро” и “зло”, потому что эти понятия относительны, субъективны и слишком эмоционально окрашены, а следовательно – искажают реальную сущность вещей. Они предпочитают говорить не о добре и зле, а о пользе и вреде, целесообразности и необходимости, как о гораздо более точных понятиях. В то же время, представление обычных людей о добре практически одинаковы – под добром они понимают сохранение существующего порядка вещей. Поэтому понятие зло иногда употребляется сатанистами как синоним изменения существующего порядка. В сатанизме нет, и не может быть четких принципов или догм, обязательных для соблюдения, потому что сатанизм – индивидуалистическое мировоззрение. Источником сатанизма является сам сатанист, а не какие-то источники, в которых могут быть зафиксированы принципы и догмы. К тому же сатанисты полагают, что невозможно сформулировать такие принципы, которые были бы верны для любой ситуации. Сатанист в любой ситуации думает самостоятельно; ему глубоко противно жить по шпаргалке, кем бы ни была эта шпаргалка составлена. Никакие существующие в обществе догмы и стереотипы, чего бы они ни касались – представлений об окружающем мире, поведения в обществе, любви и семейных отношений, или чего-то еще – не имеют силы для сатаниста. Но, поскольку ему приходится жить среди общества, сатанист просто учитывает при принятии жизненных решений особенности общества как фактор, который он не в силах изменить Каждый сатанист может выработать какие-то принципы и представления лично для себя, но он не имеет права требовать следования им от других: ведь это будут принципы его сатанизма, а у других сатанистов понимание сатанизма – иное. Кроме того, само сатанистское мировоззрение не постоянно, а изменяется со временем, поскольку изменение всего и вся – важнейшая черта характера Сатаны. Сатанист всегда идет в ногу со временем и чуть впереди него. Сатанизм сегодня сильно отличается от сатанизма, который был сто лет назад, и от сатанизма, который будет еще через сто лет. Если сатанист встречает факты, которые не согласуются с его взглядами – он без колебаний изменит свои взгляды, чтобы они соответствовали реальности. Свойственная многим людям “последовательность” (т.е. стремление сохранять свои первоначальные взгляды несмотря ни на что) совершенно чужда сатанисту. Сатанизм предполагает отношения взаимовыгодного обмена между индивидами. “Совесть”, “альтруизм”, “моральный долг” и другие предрассудки, требующие от человека что-то сделать “за просто так” – не свойственны сатанисту. За все надо платить. Совсем не обязательно “платить” именно в денежном смысле этого понятия; любая встречная услуга, выгодное изменение положения вещей – это тоже плата. В своих отношения с людьми сатанист также стремится к тому, чтобы эти отношения были взаимовыгодными и приносили удовлетворение каждой из сторон. Обычно он относится к людям так же, как они относятся к нему. Сатанист не обижается и не прощает обид – ему чужды подобные эмоциональные реакции. Он просто делает выводы для себя: на что способен тот или иной человек, и стоит ли с этим человеком поддерживать какие-то отношения. Сатанист – не враг общества, но и не член общества; он – в стороне. Интересы общества: политика, экономика и т.п. – волнуют его лишь тогда, когда они затрагивают его собственные интересы. Свои интересы для сатаниста всегда стоят выше чужих; сатанизм – мировоззрение разумных эгоистов. При этом сатанист не обязательно игнорирует интересы других; он охотно пойдет навстречу кому-нибудь, если это отвечает и его собственным интересам. Фактически основы сатанистской философии были сформулирована в работах Ф. Ницше, в его учении о сверхчеловеке.

Читать дальше...

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here